Четвер, 02.05.2024, $TIM
E$
Вітаю Вас Гость | RSS

ВОЛОХІВКА-СЛОБОЖАНЩИНА-УКРАЇНА

Каталог статей
Матеріали користувачів [9]
сценарії свят [2]
Червона книга [1]
Опис рослин,тварин
Спогади [1]
спогади з історії краю
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

Каталог статей

Головна » Статті » Матеріали користувачів [ Додати статтю ]

Волоховка,Валахия и её князь Влад III -Дракул.
  Название Волоховке дал молдавский князь Кантемир,который за исправную службу российскому царю получил эти земли.Дмитрий Кантемир родом был из Валахии,но многие и не знают где это...Но ведь родом из Валахии Влад III -Дракул,об нём вы слышали вероятно,но правда ли то что вы знаете...

Если верить преданию, у Дракулы были выпученные глаза. Не исключено что это —приз­нак некоторых гипнотических особностей, но возможно также, что все дело в базедовой болезни, которой редко страдают жители горных стран. Окутано тайной почты всё, что связано с именем этого человека, вплоть до места его захоронения: мо­гилу в Снаговском монастыре многие считают кенотафией,то есть пустой. Определенно можно сказать только одно: людская молва и время не преувеличили его жестокость. Иногда он совершал героические поступки, но все же был не героем, а психопатом; он сражался за независимость своей родины, остава­ясь тираном и человекоубийцей. Та­ков был тот, кого в детстве звали прос­то Влад,в зрелые годы —Влад III и Влад Тепеш и уже после смерти — Дракула. Место и время его рождения точно не установлены. Средневековая Вала­хия была далеко не самым уютным уголком Европы, и даже толща мо­настырских стен не обеспечивала на­дежную защиту ни людям, ни доку­ментам. Пламя бесчисленных пожа­ров истребило подавляющее боль­шинство рукописных памятников. Так что год, когда родился будущий пове­литель Валахии, мы теперь определя­ем лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м, Но построенный в на­чале ХV века дом на Кузнечной улице в Сигишоаре до сих пор привлекает ту­ристов - считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом, чья кровавая слава ужасает людей даже через полтысяче­летия. Сигишоара удивительно хорошо сохранилась. Конечно выглядит она не так,как пятсот лет назад,но за по следние два века облик города изме­нился очень незначительно. Узкие улочки вымощены крупным булыжником; замшелые стены домов достигают метровой толщины. Кое- где на черепичных крышах виднеются гнезда аистов. Сохранилась и город­ская стена со знаменитой Шмидовой башней; последнюю осаду она выдер­жала в 1704 году. В тенистых внутренних двориках под тяжестью обильных плодов гнут­ся ветви орешников и яблонь. Вокруг тихо — здесь мало машин. И очень лег­ко представить, как в эту тишину вры­вается стук копыт по камням, и свирепые всадники со сверкающими сабля­ми в руках мчатся по тихим улицам, сея смерть. Постоянная готовность к самообороне была в те времена глав­ным и необходимым условием выжи­вания. Тот, кто пытался уклониться от борьбы, неминуемо погибал. Подобные картины живо встают пе­ред глазами при чтении старинных хроник. Среди ужасов непрерывных войн трудолюбивые монахи сохраня­ли достаточное мужество и спокой­ствие, чтобы заносить на бумагу все, что удавалось узнать о происходящих вокруг событиях. Эти описания сохра­нили для грядущих веков массу бес­ценных подробностей. Именно по мо­настырским летописям удалось вос­создать облик реального, историчес­кого Дракулы. "Родился ли будущий господарь Вала­хии Влад III в доме, именуемом ныне «домом Дракулы», — неизвестно; зато установлено, что в этом доме жил его отец, князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «Дракул» по-румынски оз­начает дракон —князь Влад состоял в ордене Дракона, ставившего своей це­лью покорение неверных с последую­щим обращением их в христианство. И было у князя, как в сказке, три сына. Но прославился лишь один из трех. Он был далеко не красавцем —по мнению современников, Влад был са­мым безобразным из братьев. Един­ственный аутентичный портрет, со­хранившийся в тирольском замке Ам- брас, скорее всего приукрашен; но жес­токий рот, холодные глаза князя все же могут дать некоторое представле­ние о характере человека, изображен­ного на полотне. При среднем росте он отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кава­лериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию. Кро­ме того, Влад III прекрасно плавал, что также было немаловажным навыком, если вспомнить, что рек тогда было столько же, сколько и теперь, а вот мостов через них -гораздо меньше; новых не строили еще со времен рим­лян. Так что воин, не умевший своими силами быстро переправиться через поток, оказывался в очень невыгод­ном положении. Не исключено, что внешность сы­грала свою роль в формировании пато­логической жестокости В лад а III. Как бы то ни было, лицо на портрете не­плохо согласуется с образом, встаю­щим со страниц хроник. Мы видим бо­гато одетого темноволосого человека с глазами навыкате; большие выхо­ленные усы не скрывают чувственного выреза ноздрей, выдвинутый подбо­родок и оттопыренная нижняя губа придают лицу упрямо-презрительное выражение. Глаза темные, равноду­шные, видевшие, по преданию, любо­го насквозь. Надо отметить, что по понятиям своего времени Влад был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый пол­ководец, глубоко религиозный, в своих действиях всегда руководство­вавшийся нормами долга и чести. А как государственный деятель он при­держивался принципов, против кото­рых едва ли можно возразить даже се­годня: освобождение страны от ино­земных захватчиков и ее объедине­ние, развитие торговли и ремесел, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успе­хов—но какими методами! Хроники повествуют, что во време­на его правления можно было бросить на улице золотую монету и подобрать ее через неделю на том же мес1-е. Ник­то не осмелился бы не то что при­своить чужое золото, но даже прикос­нуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения — го­рожан и земледельцев! Как же произо­шла такая невероятная метаморфоза? Очень просто —в результате прово­дившейся Владом III политики плано­мерного очищения общества от «асо­циальных элементов». Суд в его вре­мена был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, как заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным. Мас­совые казни — испытанный способ ос­таться в памяти потомков; до сих пор большинство устных преданий о Дракуле сохранилось именно в цыганских таборах. В них нередко вкраплены вполне реальные исторические эпизо­ды, как, например, история постройки личной цитадели Влада III — крепости Поэнари. Это было почти пять с поло­виной веков назад: Тепеш захватил всех богомольцев, сошедшихся в Тирговисте из окрестных сел на праздник Пасхи, и объявил, что никто из них не вернется к родному очагу, пока не бу­дет построена крепость. Несчастные знали, что с В л ад о м шутить не стоит, и работа закипела. По преданию, к мо­менту окончания стройки все они бы­ли голыми: их одежда износилась от непосильного рабского труда от вос­хода до заката, а на покупку новой у них не было денег — князь, естествен­но, рабочим ничего не платил. Но стены, построенные с помощью насилия и обмана, не смогли защитить своего свирепого владельца. В 1462 го­ду турки после долгой осады взяли приступом замок Поэнари, а затем раз­рушили его. Влад сумел бежать из осажденной крепости и ускользнул от врагов; жена князя, не желая попасть в руки победителей, не менее жестоких, чем ее супруг, бросилась с башни. Теперь об этих событиях напоми­нают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохра­нившееся за бурным потоком Аргеса. Теперь следует сделать небольшое этимологическое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под ко­торым вошел в историю Влад III. «Цепеш» —имя существительное, в буквальном переводе значит «сажа- тель на кол». Заостренный кол в качестве орудия казни — одно из самых жутких изобре­тений средневековья, заимствованное европейцами у турок. Кол загоняли в тело лежащей жертвы ударами молота или же, наоборот, «насаживали» на не­подвижно закрепленное острие осуж­денного, привязанного за ноги к упряжке лошадей. Поднаторевшие в своем ремесле палачи умели провести эту процедуру столь ловко, что нако­нечник кола выходил из-под лопатки, не пронзив по пути жизненно важных органов, и описаны случаи, когда не­счастная жертва корчилась на вкопан­ном в землю колу много суток, пока смерть не прекращала страдания. Именно это средство было люби­мым орудием Влад III, с помощью ко­торого он проводил свою внутрен­нюю, а иной раз и внешнюю, полити­ку. Десятки тысяч людей по воле Вла­да Тепеша приняли эту мученическую смерть, с которой не сравнится даже распятие. Большинство казненных составля­ли пленные турки, а также цыгане — господарь Влад не жаловал праздно- шатающихся бродяг. Но та же кара мо­гла постигнуть любого, кто был уличен в самом незначительном престу­плении. В этом — разгадка неслыхан­ной и не имеющей аналогов в мировой истории повальной честности населе­ния Валахии в середине XV века. Пос­ле того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотни­ков проверить свою удачливость уже не находилось Надо отдать Тепешу должное: в своем палаческом усердии он не давал поблажки никому, независимо от на­циональности или общественного по­ложения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, будь то турок или немец, трансильванец или серб, ожидала одинаково стра­шная участь. Кол оказался также весь­ма эффективным регулятором эконо­мической деятельности: когда не­сколько семиградских купцов, обви­нённых в торговле с турками, испусти­ли дух на рыночной площади в Шесбурге, сотрудничеству с врагами веры Христовой пришел конец. Можно только поражаться долго­терпению народа, в течение почти де­сяти лет управлявшегося подобным государем. Но для того, чтобы понять «феномен Дракулы», надо учитывать существование постоянной внешней угрозы, висевшей над придунайскими странами в XV веке. Отношение к памяти Дракулы в Ру­мынии, даже современной, совсем не ; такое, как в западноевропейских стра­нах. Не то чтобы его считали нацио­нальным героем, но уважением к нему — конечно, с солидной примесью суеверного страха — несомненно, и се­годня Влад Тепеш считается одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления будущей Румынии, которое восходит ещб к пер­вым десятилетиям XIV века. В то вре­мя князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 году над венграми — тогдашними хозяевами всех придунайских зе­мель, — закрепила его права. Затем на­чалась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами-боярами. При­выкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они отчаянно сопротивлялись любым попыткам центральной власти установить кон­троль над всей страной, блокируясь при этом, в зависимости от политичес­кой ситуаций, то друг с другом, то с венграми, то с турками. Через сто с ли­шним лет Влад Тепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и на­всегда решив проблему сепаратизма своим излюбленным способом. Но об этом — ниже. Мы уже никогда не узнаем, каким был наш ужасный герой в личной жиз­ни. Шутил ли он хоть когда-нибудь, озаряла ли улыбка лицо этого изверга- патриота? Летописи и легенды сохра­нили лишь отдельные жутковатые штрихи, за достоверность которых трудно ручаться — например, что лю­бимым развлечением В лад а в детстве было вырывать перья из крыльев пой­манных птиц. Это похоже на правду: много лет спустя, оказавшись в вен­герском плену, он, сидя в темнице, от скуки сажал мышей на собственноруч­но сделанный миниатюрный колы­шек. Тем не менее многие румынские ис­торики и литературоведы считают, что Влад III — жертва исторической не­справедливости. По их мнению, с лег­кой руки ирландского романиста Брэма Стокера Тепеш был оклеветан пе­ред всем миром, а извращенная фанта­зия англосаксов довершила дело. Сто­кер действительно погрешил против истины: Влад III не питался кровью своих подданных, предпочитая менее экзотические блюда. Однако свое про­звище он носил более чем заслуженно. Интересно, что в народе Влад был, судя по всему, довольно популярен. Причины этого — в основном психоло­гического свойства. Во-первых, он враждовал с боярами, вековечными и исконными угнетателями простонаро­дья. Во-вторых, противовесом ужасу, который внушал Тепеш своим под­данным, была гордость за его военные победы над могущественным и нена­вистным врагом — турками. Те, кто сражался под командованием Влада III, чувствовали себя причастными к княжеской славе и хранили неизмен­ную верность своему полководцу. В-третьих, всему населению страны % были понятны и близки идеи, вдох­новлявшие Влада на его деяния. И, на­конец, .был еще один очень важный фактор: религия. Влияние церкви на жизнь всего об­щества в прошлом в тех краях (было ве­лико. Поэтому правитель, известный своей религиозностью и пользующий­ся моральной поддержкой духовен­ства, всегда мог твердо рассчитывать на покорность народа. А благочестие Влада III граничило с фанатизмом, ни­чуть не умеряя его жестокости. Впро­чем, этому едва ли стоит удивляться: примеры такого рода сочетания в ис­тории средневековья очень часты. Влад с неизменной щедростью на­делял монастыри землей и деревнями. Иногда такой дар бывал приурочен к какой-нибудь военной победе, иногда делался в норове экстатического вос­торга, но чаще являлся результатом трезвого политико-экономического расчета. Как бы то ни было, совмест­ное действие креста и кнута обеспечи­ло кровавому вождю молчаливое по­виновение народа. Лишь в молитвах и заупокойных службах изливалась скорбь по тысячам казненных, не обра­щаясь в ярость, направленную против тирана — ведь его власть была освяще­на церковью, а цели — разумны и бла­городны. А теперь покинем Валахию и бро­сим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решаю­щую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянут­ся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес — от Дуная до предгорий Карпат расстилались зе­леным морем вековые дубравы. За ни­ми начиналось плоскогорье, пригод­ное для земледелия. Молдаване, сак­сонцы, венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией — «Страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построив­шие здесь хорошо укрепленные горо­да, — Зибенбюрген, то есть «Семиградье». Все больше людей стекалось в эту свободную области, спасаясь от ужасов войны и гнета феодалов. Пер­выми поселенцами были, конечно, крестьяне; за ними появились ремес­ленники, торговцы и представители свободных профессий —художники, законоведы, ученые. Все они страстно желали одного: мирно трудиться на благо себе и окружающим и не трепе­тать в ожидании завтрашнего дня. За какие-нибудь полсотни лет Трансильвания расцвела. Ее самоуправ­ляющиеся города-республики — Шесбург, Кронштадт, Германштадт — рос­ли и богатели; более 250 сел и дере­вень, не знавших турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и мас­лом. Географическое положение Трансильвании было очень выгод­ным — как только край стал обитае­мым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Воз­никали новые ремесла, новые цехи, ориентированные уже в основном на экспорт. Так, например, обилиедеше­вой шерсти дало импульс к ковротка­честву—занятию, вообще говоря, со­всем нетипичному для Южной Евро­пы. Но мало того: хитрые ткачи Семиградья занимались тем, что впослед­ствии назовут «экономическим пират­ством», — делали ковры, почти неот­личимые от турецких, и сбывали за со­ответствующую цену. Но все имеет свою оборотную сто­рону. Богатство и благополучие Тран­сильвании делало ее в высшей степе­ни лакомой добычей для соседей, са­мым могущественным и алчным из. которых была, конечно, Османская империя. Семиградье, не будучи централизо­ванным государством, не имело со­бственной постоянной армии,. Правда, в критические моменты созывалось ополчение, не раз доказавшее храб­рость й боеспособность свободных людей в схватках с наемниками. Но, в общем, стабильность этого удиви­тельного конгломерата, этой «Карпат­ской Швейцарии», объяснялась не военной силой. Трансильванские го­рода вели тонкую и сложную полити­ческую игру, подчиненную единой стратегической цели: соблюдать та­кой баланс интересов, при котором большинству окружающих ее кня­жеств и королевств было бы выгоднее иметь Трансильванию в качестве бла­гожелательного посредника и щедро­го кредитора, чем в качестве пленника — непокорного й далеко не беспомощного. Но империя Мухаммеда I была сли­шком крупным противником. Ника­кие хитроумные доводы семиградских политиков не могли бы убедить турок добровольно отказаться от экспансии на Север. Имелись и соображения вы­сшего плана, вообще не подлежащие обсуждению: ислам — религия завое­вателей. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно свя­занной с замыслами й действиями лахских господарей — маленькое княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на трансильван­ские города, туркам требовалось покорить Валахию; и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией. . Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине XV века значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки чувствовали себя здесь скорее госпо­дами, чем хозяевами. Восстания про­тив турецкого владычества вспыхива­ли то тут, то там; их питали два могу­чих источника — стремление к нацио­нальной независимости и защита веры отцов. Эти восстания всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вы­нуждали турок идти на некоторые*, компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии их вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань — на­пример, Валахия выплачивала ее се­ребром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забы­вал о своих обязанностях по отноше­нию к повелителю правоверных в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу жда­ла—в лучшем случае — смерть. Такая судьба была уготована и мо­лодому Владу. Вместе с несколькими другими «высокородными отрока- -ми»— боснийцами, сербами, венгра­ми — он провел несколько лет в Адриа­нополе в качестве «гостя». Впечатления, приобретенные им в этот период, оказались, видимо, ре­шающими при формировании харак­тера будущего господаря Валахии. Ра­душные хозяева не скупились на на­глядные примеры, показывающие, что ждет всякого, кто вызвал гнев сул­тана или его приближенных. Влад и сам с детских лет выказывал свире­пость, казавшуюся излишней даже в те суровые времена. Но с организован­ной жестокостью, возведенной в принцип, он познакомился уже при дворе султанского наместника, и эта школа не прошла впустую. Турки бы­ли хорошими учителями, а Влад — по­нятливым учеником. Об изощренных казнях европейско­го и мусульманского средневековья написано много книг; читать их стра­шно. Ограничимся описанием двух не­больших и, по понятиям того време­ни, незначительных эпизодов, свиде­телем которых был молодой Влад. Первый эпизод — повесть о султан­ском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание, и этим обрек на смерть двух своих сыно­вей-заложников. Мальчиков со связан­ными руками привели к подножию тро­на, и султан Мурад объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-те- лохранителей выступил вперед и осле­пил обоих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю упот­реблялось вполне серьезно, без всякой издевки. Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привыч­ные им овощи, и вот однажды обнару­жилось, что с грядки похищено не­сколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не да­ло результатов. Поскольку подозре­ние в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято Простое и мудрое решение: немедля выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспары­ванию чужих животов при дворе хва­тало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя правоверных, его прозорливость полу­чила блестящее подтверждение: в пя­том по счету разрезанном животе об­наружились кусочки огурца. Виновно­му отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить: Что же касается казни на колу, то ред­кий день обходился без этого зрелища, причем во время групповых казней пер­выми жертвами всегда были цыгане. Гибель одного или нескольких несчаст­ных кочевников являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме. Теперь трудно представить, что происходило в душе не по возрасту угрюмого двенадцатилетнего мальчи­ка, видевшего все это изо дня в день. И, наверное, именно отроческие годы Влада, омытые реками крови, превра­тили его в нравственного калеку. Пе­риод турецкого плена — ключ к разгад­ке всей последующей жизни нашего героя. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на пред­смертные муки « людей — жалость, ужас, гнев? Или, может быть, страст­ное желание применить что-нибудь подобное к тем, кто держит его в пле­ну? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в со­вершенстве овладел этим искусством. Ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, слушал над­менные речи турецких послов, сдер­живая руку, рвущуюся к рукояти меча, Оба Влада, старый и молодой, были всего лишь марионетками ненавист­ного султана. И оба верили, что это — до поры до времени. В 1452 году Влад вернулся на родину и вскоре занял опустевший валахский трон. Теперь наконец можно было сбро­сить оковы лицемерной покорности. Заряд ненависти к туркам, накопив­шийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием пока­зать своим учителям, что хорошо ус­воил все преподававшиеся ему науки — насилие и хитрость, изощренную жес­токость и искусство воевать. И хотя Влад всегда оставался ревностным и пылким христианином, в политике и Е жизни он пользовался привычными е\г. с юных лет методами пашей и эмир: в. В перспективе уже маячил целый лес за­остренных кольев: на историческто сцену вступил Влад Тепеш. Влад III правил недолго, около деся­ти лет. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел без­жалостную борьбу с ними. При этом, как уже говорилось, князь опирался на поддержку беднейших слоев населе­ния страны. Но, конечно, антифео­дальная политика Влада Ш вдохнов­лялась совсем не любовью к простому люду и не состраданием — это чувство было ему неведомо, а стремлением к укреплению государства и собствен­ной единоличной власти. Подобным образом короли Западной Европы ис­пользовали горожан в своей борьбе с непокорными феодалами. К тому же бояре были явно располо­жены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привилегии древних родов, а лишь тре­бовали лояльности и своевременной выплаты дани. Воевать с султаном ник­то из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась допол­нительным бременем на тех, кто пахал землю и пас овец, рубил лес и ловил ры­бу. Бояре, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Этого и хотел Влад. Как только оппози­ция сформировалась, он начал действо­вать. причем с энергией и размахом, со­вершенно неожиданными для его про­тивников. По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште. чуть ли не всю валахскую знать. Никто из бояр не отклонил приглаше­ния. не желая демонстрировать отказом подозрение или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы гарантировало их общую безопас­ность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот праздник роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник не­сколько необычно: по приказу «раду­шного хозяина пять сотен гостей были посажены на колья, так и не успев про­трезветь Проблема «внутреннего вра­га» была навсегда решена. Страна ужаснулась, но популяр­ность Влада, как это ни парадоксаль­но. росла, уже приобретая характер массового психоза. Такое положение дел — сочетание любви и страха —как нельзя лучше соответствовало его планам- На очереди была борьба с тур­ками. для которой требовалось много послушных и верных солдат. А тому, кого боятся и в то же время любят, лег­ко собрать армию. На ч етзертом году княжения Влад ра­зом прекратил выплату всех форм дани. Этт был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и за­ложников: и султан Мурад, проявив яв­ите легкомыслие, ограничился отправ­ке й = Валахию карательного отряда в тысячу ватников — преподать урок не- пск; гному вассалу и привезти его голо­ву з Стамбул, в назидание прочим. Но все вышло иначе. Турки попыта­лись заманить Влада в ловушку, но са­ми попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште. По случаю небывалой победы там состоялось праздничное торжество, кульминацией которого стала... казнь захва­ченных турок. Их посадили на колья — всех до единого, в течение одного дня. Пунктуальный во всем, Тепеши в каз­нях соблюдал субординацию: для ту­рецкого аги, командовавшего отрядом был заготовлен кол с золотым на­конечником. Разъяренный султан двинул на Ва­лахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, ког­да народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, пре­восходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпе­ли сокрушительное поражение. Но теперь росту могущества Влада стал угрожать новый противник, упор­ный и осторожный — богатые города Трансильзании. Дальновидные саксон- ские купцы, встревоженные безумной яростью и отвагой Влада III, предпочи­тали видеть на валахском троне более сдержанного государя. Да и крупномас­штабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением — ресурсы турок огромны, предстояли но­вые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И при­чина всему — бешеный князь В лад: его непомерные амбиции сделали Валахию не щитом против турок, а костью в глот­ке султана, подвергая этим смертель­ной опасности и всех соседей. Видимо, примерно так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве канди­дата на престол в Тирговиште называли, одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естествен­но, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложни­лись. Кроме того, трансильванцы, дей­ствуя, по мнению Тепеша, по непосред­ственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торгов­лю с турками. Стерпеть подобную дер­зость было невозможно, и Влад III на­чал третью войну —его армия двину­лась на север. Трансильванцы жестоко поплати­лись за свои попытки обуздать неисто­вого соседа. Тепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: го­рода были взяты приступом. И нетруд­но догадаться, какую именно меру вос­питательного воздействия он применял к побежденным охотнее и чаще всего. Тогда-то и увидел побежденный Шесбург пятьсот своих именитейших граж­дан на кольях посреди площади... Покарав Трансильванию, Влад вер­нулся домой. Звезда его кровавой славы стояла в зените. Но неожиданный удар нанес Тепешу уже поверженный про­тивник. То, что оказалось не по силам турец­кой армии, сумела совершить немного­численная, но влиятельная прослойка образованных людей— торговая элита Семиградья. Как ни удивительно, был применен и оказался действенным ме­тод, хорошо известный и нам, людям века двадцатого: воззвание к обще­ственному мнению с помощью печат­ного слова. И вот на средства несколь­ких саксонских торговых домов был на­печатан памфлет, где анонимными ав­торами подробно описывались все звер­ства Влада. Не ограничиваясь изложе­нием фактов, они на всякий случай до­бавили от себя некоторые подробности, касающиеся чувств и планов Тепеша в отношении Венгерского королевства. Книга принесла ожидаемый резуль­тат. Образ действия Влада III вызвал единодушное возмущение при евро­пейских дворах, а король Дан III при­шел в ярость и решил действовать. На помощь королю пришел случай. В 1462 году турки снова вторглись в Вала­хию. Не ожидавший этого Влад не ус­пел собрать войска и был осажден в своем замке Поэнари. Как мы помним, ему удалось ускользнуть из осажденной крепости, оставив там на верную гибель немногих соратников и свою молодую жену. Теперь у него оставался только один путь к спасению — на север, в Вен­грию. И он пришпорил коня — навстре­чу своей судьбе. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно заключил Влада в темницу. В замках Буды и Пешта Тепеш про­вёл двенадцать лет. Вряд ли эти годы способствовали смягчению его характе­ра. Но он смирил гордыню и даже пере­шел в католичество, руководствуясь, бе­зусловно, политическими соображения­ми. Наконец король, окончательно уве­рившись в покорности Влада, освобо­дил его, дал согласие на брак со своей племянницей и даже разрешил набрать войско, чтобы снова занять пустующий престол Валахии. Осенью 1476 года Влад вернулся на родину во главе венгерских наемников. Но, видимо, военная удача навсегда по­кинула Тепеша: боярское войско разгро­мило его дружину. Бояре потребовали выдачи ненавистного душегуба, и участь Влада III была решена — король Дан не собирался ввязываться из-за него в изнурительную войну с соседями. Но Дракуле не была суждена позорная казнь от рук бывших подданных. Узнав, что король согласился выдать его, он бежал — и принял смерть в бою. Разные источники приводят различные версии его гибели. В некоторых хрониках гово­рится, что умер сам, без видимой причи­ны, умер, сидя в седле. В других крова­вую эпопею валахского князя обрывают копье или меч. Они сходятся лишь в описании последующих событий. Най­дя тело Дракулы, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее мо­нахи из Снаговского монастыря, не за­бывшие щедрости покойного, собрали останки и предали их земле. Смерть Тепеша вызвала среди совре­менников оживленную дискуссию: куда отправилась его душа—на небеса или прямиком в пекло? Сторонники обеих то­чек зрения приводили свои аргументы, но со временем возобладал третий ва­риант, который и лег в основу легенды. ...Тихутский перевал — одно из краси­вейших мест Румынии. От горизонта до горизонта вздымаются зеленые волны Карпатских гор. Лишь пение птиц да редкое позвякивание колокольчиков на шеях коров нарушают мирную тишину. Но поодаль, на неприступной скале, все еще белеют, как кости, руины крепости Поэнари — «орлиного гнезда» Влада III. И многие из местных жителей до сих пор верят, что призрак Тепеша не ушел из этих мест, что душу безжалостного князя не приняли ни земля, ни небо. В наказание за свою жестокость при жиз­ни он обречен и после смерти томиться жаждой человеческой крови. Днем он спит в развалинах, а по ночам, в образе клыкастого вампира, рыщет в поисках новых жертв. В прошлом веке с этим преданием по­знакомился ирландский писатель Брэм Стокер. Использовав материалы ле­генд, а также сведения, почерпнутые из саксонских хроник, он создал свою зна­менитую книгу. Но поскольку Стокер писал не исторический, а приключен­ческий роман, он, чтобы избежать упре­ков в невежестве или плагиате, превра­тил прозвище «Дракул» в имя, добавив к нему полнозвучное «а» в конце. Страшный образ героя романа — гра­фа Дракулы — уже больше ста лет заво­раживает сознание сотен тысяч читате­лей. Интерес к нему не ослабевает — об этом свидетельствуют бесчисленные переиздания книги Стокера, десятки аналогичных произведений других ав­торов, повествующих о новых приклю­чениях кровавого графа, и, конечно же, сотни фильмов ужасов. Золотой дождь, порожденный «дракуломанией», не обходит стороной и отечество Вампира номер один. Имен­но интерес к Дракуле обеспечивает по­стоянный приток иностранных турис­тов в Румынию. Дело в том, что злове­щий образ графа-вампира способство­вал появлению многочисленных мисти­ческих кружков в странах Америки и За­падной Европы. Их обряды, скроенные обычно по рецептам Голливуда, под­черкнуто ужасны и патологичны, но, впрочем, в большинстве случаев безо­пасны для окружающих. Члены этих сект считают Дракулу своим духовным патро­ном. И десятки тысяч дракуломанов» ежегодно совершают паломничество в Тирговиште, на родину своего кумира— вдохнуть воздух страны вампиров. Очень мало кто из них знает о подлинной жизни Влада Тепеша, принимая за исторически достоверные, сведения фантастический образ, созданный Стокером и его бесчис­ленными последователями. А это достойно сожаления. Правда, какой бы она ни была, всегда предпоч­тительнее любого вымысла. И еще — трагическая и страшная личность реаль­ного Дракулы, князя Влада III, не долж­на исчезнуть из людской памяти. Ведь его история — один из самых ярких при­меров того, к каким преступлениям про­тив человечности приводит соблюде­ние дожившего до наших дней принци­па «цель оправдывает средства».

Категорія: Матеріали користувачів | Додав: Зимовський (22.11.2010)
Переглядів: 1860 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 4.3/6
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
погода
Block title